воскресенье, 10 ноября 2013 г.

Подсказки ученых рекламщикам

Изучением работы мозга занимаются, в основном, биологи, психологи и неврологи. Все остальные люди, далекие от этих сфер (в том числе бизнесмены), знают о работе мозга очень немного. Более того, часто они находятся в плену всевозможных мифов и заблуждений.

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РАБОТЕ МОЗГА?

Нам кажется, что мы очень многое понимаем в механизме работы мозга, но это не совсем так. Например, исследователи доказали, что для нашего мозга противоестественно, когда мы сидим восемь часов подряд за столом. С точки зрения эволюции мозг развивался непосредственно в процессе труда и ходьбы. Причем он абсолютно нормально воспринимает то, что мы ежедневно проходим не менее двенадцати миль. Он по-прежнему требует этой нагрузки, особенно сейчас, когда выросло уже несколько поколений, ведущих сидячий образ жизни.

Вам когда-нибудь хотелось вздремнуть после обеда? Это вполне естественно, поскольку мозгу действительно необходим короткий сон в середине дня. Такой отдых может существенно повысить продуктивность нашей работы. Исследования показали, что 26-минутный дневной сон, например, повышает эффективность работы пилотов NASA на 34%.

Все современные исследования работы мозга можно свести к двум утверждениям. Первое: если создавать среду для обучения, максимально препятствующую эффективной работе мозга, то получится нечто вроде современных классных комнат. Второе: если проектировать неблагоприятную для мозга рабочую бизнес-среду, получится подобие современного офиса. Выход один: избавьтесь от подобной организации помещений и начните с чистого листа.

МЫ НЕ ЗАПОМИНАЕМ ТО, ЧТО НАМ НЕ ИНТЕРЕСНО

Ученые открыли множество факторов, влияющих на внимание. Четыре из них имеют наибольший практический потенциал: эмоции, смысл, мультизадачность и временные рамки.

Эмоции. Когда мозг улавливает эмоционально окрашенное событие, начинает вырабатываться дофамин. Поскольку этот гормон прекрасно помогает памяти в обработке информации, мозг получает сильный сигнал: «Запомни это!» Вот почему эмоциональные эффекты очень полезно использовать учителям, родителям и руководителям.

Смысл. Наш мозг устроен так, что мы зачастую запоминаем только суть явлений, упуская детали. Это нужно максимально использовать. Например, чтобы запомнить большой объем информации, не стоит стараться вызубрить все детали. Важно сконцентрироваться на смысле, постараться найти общие закономерности, увязать все детали в логическую систему.

Мультизадачность – это миф. По своей природе мозг способен последовательно фокусироваться в определенный момент времени лишь на одном занятии. Естественно, речь не идет об элементарной мультизадачности – мы можем одновременно ходить и разговаривать, мозг может контролировать сердцебиение во время чтения. Имеется в виду способность мозга концентрировать внимание.

Временные рамки. Мозг нуждается в перерывах. Мы не можем воспринимать информацию непрерывно. Очень часто этим правилом пренебрегают преподаватели, руководители, продавцы. Они стараются дать собеседнику как можно больше информации, забывая, что мозг может концентрировать внимание только на протяжении 10 минут. Потом он требует паузы и «перезагрузки».
ПОВТОРЯЙ, ЧТОБЫ ЗАПОМНИТЬ
Память очень важна для человека. Она позволяет осознавать самого себя и окружающий мир. Краткосрочная память отвечает за ежедневную деятельность. Процесс ее работы с информацией делится на четыре этапа: кодировку, хранение, извлечение и забывание. Причем качество запоминания зависит от первых секунд обработки информации, то есть от ее кодировки.

Ученые установили, что улучшают кодировку и, собственно, запоминание три фактора: фокус на значении и понимании информации, привязка к персональному опыту человека и соответствующий контекст. Качество кодировки информации в нашем мозгу зависит от количества «ручек на дверях» новой информации. Чем лучше мы сможем объяснить значение, чем больше жизненных примеров приведем и чем ярче будет контекст, тем лучше мы запомним информацию. Более того, тем лучше мы сможем донести ее до наших учеников или подчиненных.
ПОМНИ, ЧТОБЫ ПОВТОРИТЬ
Большая часть полученной информации улетучивается из памяти в первые минуты ее восприятия. Информация, которая сохраняется, сначала пребывает в хрупком состоянии, но со временем укрепляется. Такова природа долгосрочной памяти – она формируется за счет постоянного взаимодействия между гиппокампом и корой головного мозга. В определенный момент гиппокамп обрывает эту связь, после чего информация закрепляется в коре уже надолго. Чтобы долгосрочная память была более надежной, новую информацию следует усваивать постепенно и повторять ее с определенными интервалами.

По утверждению Медины, эффективность уроков в школе существенно повысится, если их разделить на 25-минутные модули, циклично повторяющиеся в течение дня. Например, урок А длится 25 минут, повторяется через 90 минут, а затем еще через 90 минут. Все расписание уроков должно быть составлено по такому принципу.
СТРЕСС МЕШАЕТ МОЗГУ УЧИТЬСЯ
Стресс – это защитная реакция на агрессивную внешнюю среду. Наш организм мгновенно отвечает на внешний раздражитель, пульс учащается, давление повышается, мы
чувствуем большой приток энергии. Это происходит благодаря действию известного
гормона – адреналина. Природой предусмотрено, чтобы стресс помогал нам быстро решить проблему – например, убежать от саблезубого тигра.
Компании США ежегодно теряют около $200-300 млрд из-за стрессов сотрудников

Стресс, не прекращающийся длительное время (постоянное давление на работе, напряжение в семье, конфликты в
школе), – противоестественное для организма состояние. Постоянное наличие в крови адреналина может привести к негативным последствиям. Приведенные Мединой данные показывают, что хронический стресс может провоцировать сердечные приступы, ослабление иммунитета, депрессии, снижение способности учиться и запоминать. Такая ментальная нагрузка слишком дорого обходится экономике. Аналитики подсчитали, что компании США ежегодно теряют около $200-300 млрд из-за стрессов сотрудников.
СТИМУЛИРУЙТЕ БОЛЬШЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
В процессе эволюции наши органы чувств научились тесно сотрудничать друг с другом. Например, зрение влияет на слух, и наоборот. Это означает, что лучший способ обучения – одновременная стимуляция нескольких органов чувств. Мы воспринимаем информацию через органы чувств, которые переводят ее в электронные сигналы. К примеру, одни идут от зрения, другие – от обоняния. Затем они направляются в разные участки мозга.

Чтобы вспомнить конкретную ситуацию, у нас есть несколько способов – мы можем использовать знакомые запахи, звуки, картинки, поскольку ту или иную ситуацию запоминаем целостно. Запах имеет огромный потенциал для реконструкции воспоминаний. Это связано с тем, что сигналы обоняния обходят гиппокамп и напрямую попадают в участки мозга, отвечающие за эмоции.
ЗРЕНИЕ – САМОЕ МОЩНОЕ ИЗ ВСЕХ ЧУВСТВ
Профессиональные сомелье очень четко различают вкус белого и красного вин. За годы работы их память накапливает длинные списки оттенков вкуса и запаха различных вин, причем свойства красных и белых никогда не пересекаются. Ученые провели эксперимент – предложили 54 сомелье оценить белое вино, закрасив его предварительно в красный цвет с помощью безвкусного реагента. Все сомелье идентифицировали неизвестное вино как красное. Эксперимент доказал, что мы больше ориентируемся нато, что видим. Зрение доминирует над всеми органами чувств и потребляет половину энергии, выделяемой на них.

Также следует помнить, что мы видим лишь то, о чем нам говорит мозг. Картинка, которую рисует наше зрение, не является стопроцентным отображением реальности. Принимая во внимание значение зрения для мозга, Медина утверждает, что мы учимся и запоминаем в гораздо большей степени посредством картинки, чем через устную или письменную речь. Поэтому он настоятельно рекомендует учителям и руководителям использовать в своей практике больше визуальных образов.

 Одним из важнейших человеческих качеств является способность учиться посредством множества самокорректирующихся идей.
rules_of_brain
Рис.1. Правила мозга
Медина доказывает, что в нашем мозгу в течение всей жизни сохраняются гибкие участки, которые способны обучаться и создавать новые нейроны.
Как пример самого лучшего использования этого свойства мозга автор приводит систему обучения в медицинских учебных заведениях. Теоретические знания должны быть проверены на практике – на этом построена модель медицинского образования. Она состоит из трех важных компонентов: лекции преподавателей, практика в клинике и работа в исследовательских лабораториях. Такой опыт может быть спроецирован на другие учебные заведения и компании. И, наконец, самым выдающимся свойством мозга, которое доктор Медина не может доказать, но верит в него всем сердцем, является любознательность. Главное – не утратить ее в течение всей жизни.

Пять основных мыслей

  • Представители СФЕРЫ БИЗНЕСА недостаточно сотрудничают с учеными в области изучения мозга.
  • Зная принципы и основные ПРАВИЛА РАБОТЫ МОЗГА, можно значительно повысить эффективность бизнеса.



  • Люди различаются по разным ПАРАМЕТРАМ РАБОТЫ МОЗГА: отношение ко сну, восприятие эмоций, стиль взаимодействия, работа памяти.
  • ВСЕ НАШИ ЧУВСТВА и мировоззрение – продукт деятельности мозга, а не реальность в чистом виде.
  • Мозг устроен таким образом, чтобы постоянно УЧИТЬСЯ И РАЗВИВАТЬСЯ, исследовать новое и объяснять неизвестное. Не нужно ему мешать.
  • Следует сделать

    • Высыпаться ночью и создавать условия для короткого дневного сна.
    • Избегать мультизадачности. Постараться создать в течение рабочего дня периоды, когда вас не отрывают от работы.
    • Систематически, но в меру, заниматься физическими упражнениями.

    Стоит задуматься

    • Как интегрировать физические упражнения в рабочее время?
    • Можно ли уделить больше внимания вопросам «жаворонков», «сов» и короткого дневного сна?
    • Сколько теряет ваша компания из-за стрессов сотрудников на работе?
    О работе мозга подробнее

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий