вторник, 10 октября 2017 г.

Реклама - манипуляция сознанием или информирование? Приемы манипуляций

Фраза о том, что реклама – это двигатель прогресса, бытует уже давно. Но за счет чего она должна мотивировать человека покупать продукт или услугу? Ведь красивой картинки недостаточно. И на первое место выходят манипуляции. Кстати, это слово в переводе с латыни означает «управлять». То есть, потребителем управляют, заставляя его принять решение, нужное манипулятору, побуждая его прийти к рекламируемому продукту. 



Само собой явление манипуляции есть во всех сферах нашей общественной и личной жизни. Но сегодня речь пойдет именно о рекламе. О том, как нас принуждают купить конкретный порошок, сумочку или туфли, гель для душа и плавленый сырок, шоколадку, автомобиль.


Приемы манипуляции 



Есть множество психологических приемов, которые используются в рекламных роликах. Если взять любой из них и разобрать на составляющие, мы получим весьма интересную картину. И, казалось бы, все понятно. Проинформирован, значит, вооружен… Но как там называлась марка шоколада, у которого еще такой интересный яркий ролик?

Итак, давайте рассмотрим несколько наиболее распространенных приемов, которые применяют для продвижения продукта. Тогда, зная о них, нам будет проще закрываться от воздействия рекламного контента, который сегодня окружает нас со всех сторон. И рассказы писателей-фантастов уже не кажутся вымыслом.
 
  1. Систематическое повторение. Не секрет, что постоянное повторение одного и того же утверждения равно или поздно вводит его в систему общепринятых суждений, и оно уже не подвергается отторжению обществом. 
  2. Умалчивание. То есть, сокрытие от пользователя информации, которая ему однозначно не понравится. Например, о побочных действиях лекарства, о содержании вредных веществ в определенной марке йогурта, о темном прошлом кандидата на выборах и т.д. 
  3. Использование неизвестной аудитории терминологии, сложных слов. У неискушенного пользователя это создает иллюзию профессионализма и компетентности говорящего. 
  4. Высокий темп подачи информации для отвлечения внимания. Чем больше за короткий промежуток времени пользователь получит данных, тем менее критично он будет их разбирать
  5. Прием ложного стыда. «Да это знает каждый школьник!» Попытка заставить потребителя принять на веру изложенное, чтобы не оставлять ни малейшего сомнения в собственной осведомленности. 
  6. Принижение иронией. Высказанное в ироничной форме пренебрежение в сторону конкурентов может привлечь внимание аудитории к продукту того, кто высказывает мнение.
  7. Ссылка на авторитетное мнение. Если человек – широко известный (или подаваемый как известный) профессионал в своем деле, то к его мнению могут прислушаться. Например, как в рекламе мыла или шампуней подается мнение экспертов в области производства этих продуктов. 
  8. Троянский конь. Сначала товары конкурента подаются в хорошем свете, но в один момент приводятся аргументы в пользу другого продукта, которые сразу же перечеркивают все преимущества первых 
  9. Альтернатива без альтернативы. Подача сообщения в формате «или… или…». Здесь пользователю показывают, что только один выбор правильный. Или ходите в грязном, или покупайте наш порошок. 
  10. Стереотипы. В роликах нередко используются стереотипы, которые сразу вызывают у потребителя нужную для рекламодателей реакцию.
 
Если разобрать манеру того, как говорят в рекламе и что говорят, можно выделить еще несколько уже речевых приемов. Их несложно отследить в любом продукте маркетинга.
 
  • Подмена понятий. Достаточно частое явление, когда одно известное всем понятие ставится в один ряд с противоположным по смыслу, и приравнивается к нему. Но вся соль в том, что рекламщик только ставит понятия в одну линию, а все остальное за него делает потребитель.
  • Эвфемизмы. В этом случае слово с негативным значением заменяют нейтральной или даже положительной семантикой. К примеру, бедные превращаются в «людей с низким доходом», что уже звучит не так прискорбно. 
  • Сравнение в пользу манипулятора. «Одну ногу мы побреем обычным станком, а вторую – бритвой Жилетт. Почувствуйте разницу». Главное – показать продвигаемый продукт в самом выгодном свете, особенно на фоне конкурентов.
  • Переосмысление понятий. Это прием, когда известному понятию придается новый смысл. И, естественно, он будет полезен именно манипулятору. Знакомство с уже известным предметом происходит по-новому. 
  • Импликатуры. В тексте присутствует скрытая информация, которая подсознательно понятна потребителю. Например, «Колготки Cobra. В них вы еще опаснее». То есть, вы уже и так опасны. И прочие «вы станете еще прекраснее, ваша улыбка станет еще белоснежнее, ваш борщ будет еще вкуснее»…
 

Если реклама – двигатель прогресса, то манипуляция – двигатель рекламы. Именно благодаря целому перечню используемых в ней приемов, новый продукт привлекает внимание потребителя. Конечно, есть откровенно неудачные примеры рекламы, а есть настоящие произведения искусства, которые приятно посмотреть, даже зная, в чем суть. Реклама создана так, чтобы играть на чувствах потенциальных потребителей – привязанности, превосходстве, элегантности, желании выглядеть лучше, чем есть и т.д. Даже на страхе. Все человеческие эмоции можно превратить в ниточку к рекламируемому продукту.

Лучшие инструменты для развития бизнеса - http://www.rusinntorg.ru/

Телефон: 8 (800) 707 98 99  - звонок бесплатный по всей России.


Для того что бы быть всегда в курсе интересных событий и получать новости первыми подпишитесь на рассулки:
Волшебное увеличение ваших продаж с идеями от Русьинновации 
Лестница успеха. Советы психолога

Комментариев нет:

Отправить комментарий