четверг, 12 декабря 2013 г.

Риски, интуиция и биология бумов и крахов

  • Одна из шести лучших книг 2012 года по версии The Financial Times
  • Книга вошла в топ-12 за 2012 год по версии CNBC
  • Автор – известный нейропсихолог, в прошлом – успешный трейдер на Уолл-стрит

О книге "Час между собакой и волком" (The Hour Between Dog and Wolf: Risk Taking, Gut Feelings and the Biology of Boom and Bust)

Автор: Коутс Джон (Coates John)

Книга заставляет задуматься над тем, как инвесторы и управленцы принимают решения в ситуациях повышенного риска.
Коутс исследовал, в основном, работу трейдеров, но его выводы пролили свет на физиологию процесса принятия важных решений в различных критических ситуациях – от спортивных соревнований до военных действий. Автор помогает читателю понять: чтобы принимать рисковые решения цивилизованно, не следует пытаться достичь состояния контроля разума над телом. Необходимо заставить разум и тело работать сообща.
Когда человек идет на большой риск, он начинает лучше чувствовать свое тело. Это касается, например, водителя, прибавляющего газ на «серпантине», альпиниста, продолжающего карабкаться по отвесному подъему даже во время приближения снежной бури, или же солдата, пробирающегося по пустынной территории в поисках врага. Все они рискуют своим здоровьем, а порой и жизнью. Это обостряет внутренние реакции организма, которые подсказывают: «Бей или беги!»
Когда люди смотрят спортивные бои или соревнования, они погружаются в атмосферу риска и внутренне переживают происходящее. Оказывается, сильные формы физиологических реакций испытывают и трейдеры во время принятия рискованных финансовых решений. Поскольку деньги играют очень важную роль в жизни современного человека, принятие рискованного финансового решения может запустить сложную систему биохимических реакций в организме. С биологической точки зрения принятие финансового риска очень похоже на встречу в лесу с медведем.
Утверждение о связи физиологии с принятием рискованных финансовых решений, на первый взгляд, выглядит странным. Ведь мы привыкли рассматривать оценку риска как чисто интеллектуальное упражнение, предполагающее вычисление доходности активов и вероятностей оптимального размещения капитала. Современная нейробиология и физиология доказали, что в принятии рискованного решения участвует наша нервная система. Активизируются электрические и химические реакции, и в мозг поступает информация, подсказывающая то или иное решение. Причем иногда реакции трейдеров зашкаливают, провоцируя чрезмерный пессимизм или оптимизм в экономике.

ПРИРОДА РЫНОЧНЫХ «ПУЗЫРЕЙ»

Исследования биологической стороны работы на финансовых рынках автор начал еще в 1990-х, будучи трейдером по деривативам на Уолл-стрит. Это были незабываемые времена «доткомовских пузырей». Бизнесмены стали свидетелями беспрецедентного роста технологических компаний в 1998-2000 гг., когда высокотехнологический индекс Nasdaq взлетел с 1500 до 4500. Фундаментальные показатели никак не соответствовали такому росту.
Многие аналитики не выдерживали и ставили на падение рынка. А он все рос и рос. О подобной ситуации еще в 1930-х говорил экономист Джон Мейнард Кейнс: «Рынки могут оставаться иррациональными дольше, чем инвесторы – платежеспособными». Но в 2001-2002 гг. индекс Nasdaq вернулся к уровню 1500, обрушившись на головы инвесторов.
О чем тогда думали люди, инвестируя свои деньги в бредовые идеи? Например, в компанию, которая обещала бесплатную доставку товаров в течение часа – как на Манхэттен в Нью-Йорке, так и в другие города США? Задумывались ли они вообще? Может, они оперировали категориями теории игр: «Я знаю, что это «пузырь». Я знаю, что его раздувают. Я только войду в него, пока он растет, а потом быстро выскочу, пока все еще не начали выходить».
team
Рис.1. Команда для рискованных решений

Пообщавшись с людьми, которые поддались безрассудным идеям и инвестировали во всяческие новые технологические Интернет-компании, Коутс сделал вывод: их аргументы очень слабо поддавались логике. Возможно, ими руководила жадность? Когда начинается рост на рынке «мыльных пузырей», цены увеличиваются, а инвесторов охватывает эйфория и ощущение собственного всемогущества. Они чувствуют себя новыми супергероями.
В эпоху «доткомов» люди действительно стали другими. Изменилось поведение не только «уличных» трейдеров, но и профессиональных инвесторов с Уолл-стрит. Они
самоуверенно делали ставки на постоянно растущие активы,забывая о рисках. Налицо были все симптомы мании. Говорят, подобное состояние испытывают политики, дорвавшиеся до власти. Они ощущают мощную силу, начинают пренебрежительно относиться к другим, не замечают мелких деталей. Их действия становятся опасными для окружающих, а для государства такое лидерство чревато необратимыми последствиями.

БИОХИМИЯ ПРИНЯТИЯ РИСКОВАННЫХ РЕШЕНИЙ

Оказывается, ощущение роста рынка продиктовано не логикой, а биохимическими процессами в организме. Трейдеры находятся словно под воздействием сильных наркотиков и быстро превращаются в совсем других людей. Впервые предположение о том, что организм трейдера вырабатывает наркотик, который сопровождает маниакальное поведение человека, было высказано психиатром Мичиганского университета Рандольфом Нессе на заседании Нью-Йоркской академии наук в 1999 году.
Что же провоцирует такое перевозбуждение на физиологическом уровне? Может быть, гормоны? Они играют центральную роль в функционировании нашего организма – поддерживают кровяное давление, температуру тела, уровень глюкозы и определенный химический баланс, позволяющий нам чувствовать себя комфортно. Эндокринная система, как и другие системы организма человека, действует на подсознательном уровне. Гормоны подсказывают нам, что нужно съесть, чтобы восстановить баланс, определяют наши ощущения. Но как они влияют на мышление и поведение?
Стероидные гормоны – важнейшая группа гормонов, определяющих наше поведение. Это половые гормоны тестостерон и эстроген, а также кортизол, отвечающие за реакции на стресс. Только в 1990-х ученые начали понимать, что стероидные гормоны с помощью рецепторов практически во всех клетках организма человека влияют на процессы мышления и поведения. Но зачем мозг доверяет стероидным гормонам управлять телом и разумом? Оказывается, они служат для координации работы всех органов. Древние греки верили, что в важнейшие моменты жизни их посещают боги, но, к сожалению, это всего лишь действие наших гормонов.
risk_decisions
Рис.2. Физиология принятия рискованных решений
Особенно важен тестостерон, отвечающий за подготовку организма к рискованным ситуациям. Когда двое самцов готовятся к бою за самку, у них резко возрастает уровень тестостерона – биохимического «храбреца», помогающего крови переносить больше кислорода, дающего внутреннюю самоуверенность и готовность идти на риск. После первой победы уровень тестостерона еще больше возрастает, а с ним – и уверенность в себе. Ощущение риска ослабевает и перерастает в состояние беспечности, которое повышает вероятность гибели. Такое явление часто называют «эффектом победителя».  Опасно ли это? 
Как без риска купить рекламную стойку в Сибири? Узнайте в нашей статье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий